Оставить заявку

Дело № 2-454\2017 Председательствующий – судья Башлак И.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 33-1538/2018

гор. Брянск 10 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

Судей КАТАСОНОВОЙ С.В.

ДЕНИСЮКА О.Н.

при секретаре БЕРДНИКОВОЙ А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Медведевой Анастасии Викторовны на решение Злынковского районного суда Брянской области от 13 декабря 2017 года по делу по иску Медведевой Анастасии Викторовны к администрации Злынковского района Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении на администрацию обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, изысканию и предоставлению средств на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства.

Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., объяснения представителей по доверенности Медведевой А.В. – Галушка Ю.Г. и Алексееву Л.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Медведева А.В. обратилась в суд с иском к администрации Злынковского района Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении на администрацию обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, изысканию и предоставлению средств на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства.

В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители на основании решения Злынковского районного суда Брянской области от 24 августа 2004 года лишены родительских прав. С 2007 года ее опекуном являлась Каташонова Т.В., проживающая в адрес.

В 2009 году Злынковской районной администрацией Брянской области она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и на день обращения в суд с иском значится под номером 41.

В настоящее время она с семьей постоянно проживает и зарегистрирована на территории адрес , однако жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Злынковского районного суда Брянской области от 13 декабря 2017 года исковые требования Медведевой А.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Медведева А.В. просит отменить решение районного суда, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права. Указывает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, вследствие чего жилое помещение должно быть ей предоставлено по месту постоянного жительства и регистрации. Также ссылается на то, что обжалуемое решение нарушает права лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы глава администрации Злынковского района Брянской области просит решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции Галушка Ю.Г., Алексеева Л.Г., представляющие интересы Медведевой А.В., поддержали доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей по доверенности Медведевой А.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу пунктов 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Судом установлено, что Медведева (Суханова) А.В. родилась в адрес . Решением Злынковского районного суда от 24 августа 2004 года ее родители лишены родительских прав.

С 2007 года ее опекуном являлась Каташонова Т.В., проживающая в адрес.

В 2009 году Злынковской районной администрацией Брянской области она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и на день обращения в суд с иском значится под номером 41.

19 марта 2014 года Медведева (Суханова) А.В. вступила в брак с Медведевым В.Н. и с 2016 года вместе с мужем и тремя несовершеннолетними детьми значится зарегистрированной и постоянно проживает по адресу: адрес , собственного жилья не имеет.

Суд первой инстанции, отказывая Медведевой А.В. в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что требования истцом заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку истица состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении в администрации Злынковского района Брянской области, а просит предоставить жилое помещение по месту жительства на территории Севского района.

С данным выводом суда коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Брянской области регулируются Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

Постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 года № 56-п, которым утвержден Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 58-п утвержден Порядок, регламентирующий предоставление и расходование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при наличии оснований, установленных Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

В силу пунктов 3, 6 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.

Постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 года № 56-п утвержден Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года), что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения истице должна быть возложена на администрацию Злынковского района Брянской области, поскольку Медведева А.В. состоит на учете лиц нуждающихся в жилом помещении в администрации Злынковского района.

На основании статьи 5, пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств, предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области 17 февраля 2017 года за № 1201 направил главам муниципальных районов письмо с указанием на то, что в целях усовершенствования работы по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, выразившим желание получить жилье не по месту включения в список в конкретном муниципальном образовании, а по месту фактического проживания за его пределами, в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 33-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается приобретать жилье сиротам за пределами своего муниципального образования.

На основании изложенного, решение районного суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных Медведевой А.В. требований.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение решение Злынковского районного суда Брянской области от 13 декабря 2017 года по делу по иску Медведевой Анастасии Викторовны к администрации Злынковского района Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении на администрацию обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, изысканию и предоставлению средств на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства - отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Медведевой Анастасии Викторовны удовлетворить.

Обязать администрацию Злынковского района Брянской области предоставить Медведевой Анастасии Викторовне благоустроенное жилое помещение, соответствующее нормам предоставления, по договору найма специализированного жилищного фонда в гор. Севск Брянской области по договору найма специализированных жилых помещений.

Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.

Судьи областного суда КАТАСОНОВА С.В.

ДЕНИСЮК О.Н.




Новости

Путь взыскания убытков за бездействие судебных приставов
Суд

В АБ БО « Машков и Ютел» за защитой своих прав обратился гражданин Г., указав, что в отношении него Советским РОСП г. Брянска было возбуждено исполнительное производство, в рамках которого на автомобиль, принадлежащий гражданину Г. был наложен арест. Указанный автомобиль был изьят судебным приставом- исполнителем у гражданина Г. и помещен на ответственное хранение.

Суд досрочно освободил осужденного по ч.3 ст. 264 УК РФ от дальнейшего отбытия наказания
Суд

Приговором Брянского районного суда от 02 сентября 2022 года гражданин Н. признан виновным по ч. 3 ст. 264 УК РФ с назначением наказания в виде 2 лет 4 месяцев лишения свободы.

Оправдан по ч.4 ст. 132 УК РФ (5 преступлений) ч.2 ст.135 УК РФ ч.2 ст.135 УК РФ с признанием права на реабилитацию
Суд

Адвокатское бюро Брянской области осуществило защиту гражданина К, дело которого рассматривалось в Брасовском районном суде Брянской области.

Документы